Джозефин Тэй. "Мисс Пим расставляет точки". Какая великолепная книга! Какие смыслы... читать такое - просто наслаждение... (ну, в плане размышления о человеческой натуре ) Единственный недостаток у этой книги, на мой взгляд - это абсолютный неформат. Что влечет печальные недоразумения. (Уже убедилась, заглянув на LiveLib) Потому что это, конечно, ни разу не детектив. Несмотря на то, что автор - классик детектива. Ну, вот бывает такое! В наше время понять и принять это, видимо, крайне затруднительно и практически невозможно.
Сюжет: мисс Пим - одинокая старая дева, неожиданно прославившаяся после написания книги по модной теме
про психологию. Давняя школьная приятельница приглашает ее в свой супер-прогрессивный женский спортивно-медицинский колледж, где она сейчас работает в качестве директрисы, прочитать одну лекцию по теме. Между тем, в колледже как раз весьма напряженный период - весна,
госы выпускные экзамены, вопросы распределения... И все эти факторы никак не отражаются ни на интенсивном учебном графике и обязательных практических занятиях, ни на спартанском режиме. Проще говоря, студентки выпускного курса практически полностью истощены физически и психически и находятся на грани нервного срыва. В такой наэлектризованной атмосфере достаточно одной маленькой искорки, чтобы прогремел взрыв. Поэтому все - и учащиеся, и преподавательский коллектив - воспринимают появление милой мисс Пим, такой домашней и доброжелательной, как чудесный способ немного снять напряжение. Поддаваясь многочисленным уговорам, мисс Пим меняет свои первоначальные планы и решает остаться в колледже до выпуска, чтобы оказать посильную помощь и поболеть за девушек. Но
Аннушка уже не только купила масло, но и разлила все обстоятельства уже сложились в строго определенный узор, и трагедии не избежать.
спойлерно В плане распределения директриса колледжа - старая приятельница мисс Пим, Генриетта Ходж - получает заявку от самой престижной и фешенебельной женской частной школы в Англии. Им нужна преподавательница гимнастики. Чудесная возможность для студенток начать карьеру, и практически невероятная - места в этой супер-школе наперечет, и до сих пор туда ни разу не брали кого-то только что закончившего учебу... Естественно, им нужна самая лучшая студентка колледжа. По мнению учащихся, преподавателей и вообще всех проживающих по соседству лиц, тут дело ясное - это Иннес, красавица, умница, всеобщая любимица, девочка с хорошим происхождением. Но Генриетта, используя полномочия, предоставляемые своей должностью, вопреки всеобщему мнению, выбирает другую кандидатуру - не-красавицу, не-любимицу, не особо умную и уж всяко не могущую похвастаться происхождением Роуз. Всеобщий шок. Преподаватели возмущены. Учащиеся возмущены. Все вокруг возмущены. Иннес практически раздавлена происшедшим. Генриетта тем не менее, наперекор всему, упорно настаивает на своем решении.
Спустя несколько дней всеобщего возмущения, во время персональных дополнительных тренировок Роуз на гимнастических снарядах, кто-то выворачивает крепление, и вся конструкция рушится на девушку, раздавив насмерть.
Как я уже и говорила, это совсем не детектив, несмотря на то, что автор ухитрилась вывернуться из очевидных подозреваемых - ну, просто, как мне кажется, здесь не особо важно, кто именно вывернул крепление и каким образом... Важно здесь, как мне представляется, другое - вот автор подробно описала колледж, студенток, преподавательниц, выложила все аргументы за и против. Вот все подошло к кульминации. И автор как бы устраняется и предлагает читателю самому решить - кто прав в сложившемся конфликте?
Да, мир несправедлив! Но кто же прав, кто прав... Свихнуться можно! Я себе все мозги свернула, я не могу решить, кто прав! Э... в смысле, как же будет справедливо и правильно?! (подозреваю, что автор не знает тоже )
С одной стороны, по формальным признакам, Иннес - определенно лучшая ученица колледжа, и следовательно, она и должна получить должность в престижной частной школе. Тем более, что они специально высказали свои пожелания. Иннес лучше всех учится, у нее прекрасные результаты в спорте. К тому же, она красива и аристократична - тоже немаловажный фактор для работодателя, где понятно какие дети обучаются. По сравнению с ней Роуз - явно из плебеев, у нее нет друзей в школе, и даже просто приятельского отношения к ней никто не высказывается. Роуз тоже держится от всех в стороне. Роуз - прекрасная спортсменка, но умом не блещет, ей трудно даются теоретические дисциплины, и она тратит в три-четыре раза больше времени, чем другие, более одаренные студентки, чтобы овладеть материалом. А на выпускных экзаменах у нее и подавно сдали нервы, и она пошла ва-банк - пользуется шпаргалками. Роуз некрасива и необаятельна, она не обладает даром нравиться людям с первого взгляда (да и пожалуй, что и со второго тоже... ), она нелюдима и необщительна. Поэтому то, что директриса выбрала вместо всеобщей любимицы ту, которую все невзлюбили - кажется безумием.
С другой стороны, Генриетта, как в силу своего положения, так и благодаря собственному опыту, видит то, чего другие не замечают. Да, Роуз не обладает блестящим умом, но она сама это осознает и трудится, как проклятая - что признают даже самые ярые недоброжелатели. Да, Роуз не завела друзей, но ей и проблематично было бы это сделать - даже не принимая в расчет ее некрасивость - ведь все свое свободное время Роуз, в отличие от других студенток, тратит на учебу и тренировки. Даже случай со шпаргалками можно как-то объяснить - все-таки, стресс дает себя знать, девушка на грани срыва, она сбивается даже в спортивных дисциплинах, в чем всегда чувствовала себя уверенно, что уж говорить про теорию... И она прекрасно осознает, что от результатов экзаменов в прямом смысле зависит ее будущее. И ей не на кого надеяться, кроме как на себя. К тому же, для преподавательницы гимнастики не так уж важно в полном объеме и блестяще владеть теоретическими знаниями по медицине. Да, Роуз тяжело учит теорию, но зато она прекрасный практик, она - благодаря тому, что знает, как это тяжело - может научить кого-то новому предмету лучше чем, тот, кто привык, что все дается как бы само собой и без усилий. Она не ставит себя выше других и не отстраняется от своих учеников... Да, Роуз не умеет общаться и располагать к себе окружающих, но она ведь сирота, не имеющая средств, выросшая у дальних родственников, которым абсолютно на нее наплевать. Да был ли вообще за всю короткую жизнь Роуз, хоть один человек, проявил бы к ней теплоту и симпатию?
Ну, кроме Генриетты. Генриетта, которая сама прошла весь этот путь, некрасивая и незнатная Генриетта, которая с детства боролась с несправедливостью окружающего мира и испытывала потребность помочь и защитить. Генриетта, которая не с бухты-барахты выносит свое решение - она все понимает, она размышляла целую неделю, прежде чем объявить свое решение. Она взвешивала все за и против. Она решила, что да, Иннес - лучшая ученица, но Роуз будет лучшей учительницей. И это в конце концов, важнее, чем желание администрации школы видеть на этом месте приятное лицо. Генриетта, наконец, считает, что несправедливо лишать человека шанса из-за того, что у другого красота и обаяние. Она понимает, что для Роуз - это единственный шанс, в отличие от Иннес. Иннес легко может себе найти другое место. У Иннес есть друзья и любящие родители. И Генриетта просто идет напролом, как она всегда поступала в жизни, чтобы добиться справедливости для обездоленных. В одиночку против всей социальной системы, мда. Рискуя потерять все, чего она добилась таким долгим и упорным трудом. Не могу не восхищаться таким героизмом.
С третьей стороны, Иннес тоже воспринимает все не так хладнокровно и отстраненно, как она это показывает окружающим. Да, она с детства воспитывалась в духе "умри, но не покажи другим своей слабости и боли". Но она страдает молча, и кто сказал, что это для нее проходит легче, потому что у нее красота и ум? Да, она из хорошей семьи и получила соответствующее воспитание. Но они давно находятся в стесненных обстоятельствах и даже, чтобы отправить дочь в этот колледж, им пришлось долго собирать средства. Красивая и талантливая девушка просто задыхается в той глуши, где они вынуждены жить, и где она не может найти применения своим талантам. Она мечтает вырваться на волю, и место с самой лучшей школе - разве это не исполнение всех желаний? И разве она не достойна этого места, ведь она тоже честно и упорно трудилась все эти годы... Да, ей легче, чем другим даются теоретические дисциплины, но зато в том, что касается спортивных упражнений, та же Роуз легко ее обгоняет. И Иннес с самого начала учебы изнуряет себя тренировками, чтобы выйти на уровень других учениц. Тяжело заниматься все эти годы, терпеть физическую боль, отказывать себе во всем, даже в том, чтобы повидаться с родителями, ведь средства не позволяют... И все это для того, чтобы услышать, что заветное место отдали другой кандидатке, которая даже стоит ниже ее... И кто вообще может поручиться, что красота и обаяние как-то помогут Иннес, что, если и в следующий раз, когда нужно будет выбирать, кто-то другой проникнется жалостью к менее одаренным соперникам и тоже решит, что - ну, уж эта-то всегда себе найдет что-нибудь другое...
С четвертой стороны - вот же она, эта система, существующая веками. Вот законы естественного отбора во всей красе. Вот инстинктивный выбор, который делает общество - красивый, приятный имеет преимущество перед некрасивым и неприятным. Тут и говорить не о чем. Некрасивый и неприятный сам виноват, что он такой. А даже если и не виноват, то что с того - выживают сильнейшие. По крайней мере, получают больше социальных привилегий. Куда больше. Но это справедливо с точки зрения популяции. Какое значение имеют чувства и нюансы?
И все эти блестящие девочки, Иннес, Нэш, Детерро, еще какие-то безымянные студентки колледжа из массовки - разве они не являются по сути, хищниками, быстрыми, ловкими, опасными - по сравнению с более слабыми и неумелыми жертвами? Они считают, что им принадлежит то, что они хотят просто по праву силы, и если они действительно сильны и талантливы, то разве это не так? Да, они цивилизованны, они прошли долгий путь и подчиняются сложившимся законам и установлениям. Они законопослушны! Естественно, ведь их полностью устраивает сложившийся порядок. Но когда этот порядок нарушается - как в данном случае - следует потрясение. Как же так? Ведь они были хорошими! Они исполняли все правила! Они вступили в честную борьбу, и они выиграли! И если это так, то почему первый приз присуждается проигравшему? Ведь это несправедливо! А если закон несправедлив, то разве не подобает взять дело в свои руки и вернуться к другим, более древним способам борьбы?
Ну, и есть еще и случай с мисс Пим. Которой пришлось единолично решать и вычислять, кто более прав. Поэтому, дочитав до конца, считаю, что название переведено э... не совсем удачно. В оригинале звучит "Miss Pym disposes". Я не знаток английского, но мне почему-то здесь чудится оттенок... может, как намек на известное "человек предполагает, а бог располагает"? В смысле, что несчастной мисс Пим приходится как раз "располагать" как господу. Но она, конечно, не он - потому-то и книга не имеет правильного решения и оставляет чувство горечи... Действительно, пытаясь решить как избежать суровости закона, мисс Пим в результате вообще спускает все на тормозах, в результате преступник остается безнаказанным, а прекрасная одаренная девушка отказывается от блестящих перспектив и собирается себя похоронить заживо на нелюбимой и неприятной работе... Грустно...
Но я все равно не могу решить, кто прав.
"- Вы обеспокоены чем-то мисс Пим?
Вопрос застал ее врасплох.
- Почему вы так решили?
- Не знаю. Просто мне показалось. Может быть, я могу чем-нибудь помочь?
- Я должна сделать кое-что, что сделать необходимо, - медленно проговорила Люси, - но я боюсь последствий.
- Последствий для вас?
- Нет. Для других.
- Не думайте - делайте.
- Видите ли, то, что необходимо, не всегда правильно. А может, я хотела сказать наоборот?
- Я не уверен, что понял, что вы вообще хотели сказать.
- Ну, тут появляется ужасная дилемма - кого вы спасаете. Вы понимаете? Если вы знаете, что, спасая человека с верха снежной лавины, вы вызовете ее срыв, в результате которого будет разрушена деревня, что вы будете делать? Такого рода вопрос.
- Конечно, я спасу его.
- Да?
- Лавина может накрыть деревню так, что ни одна кошка не погибнет, - так что будет спасена по крайней мере одна жизнь.
- Вы считаете, что всегда нужно делать то, что правильно, и пусть последствия заботятся сами о себе?
- Примерно так.
- Несомненно, это проще всего. По правде говоря, я думаю, слишком просто.
- Если вы не собираетесь играть роль Господа, нужно выбирать простой путь.
- Играть роль Господа?
- Если вы не можете, как Господь, предвидеть все "до" и "после", лучше всего придерживаться правил. Делайте то, что правильно, мисс Пим, и пусть Господь решает."