П.Вайль, А.Генис "Родная речь". Размышления на тему русской классической литературы. Интересно, местами спорно (ну, диссиденты же, либералы, я распушаюсь идеологически в соответствующих местах ). Завлекательно (в плане призывов к чтению классики).
"Мы растем вместе с книгами - они растут в нас."
"Гладкость в прозе - то же, что метр и рифма в поэзии. Значение слов, оказавшихся в жесткой схеме прозаического ритма, играет меньшую роль, чем сама эта схема."
"Чем хуже писатель, тем глубже колея, в которой он елозит. Тем больше зависимость последующего слова от предыдущего. Тем выше общая предсказуемость текста."
"Что бы там ни говорили, в литературе важны не благие намерения автора, а его способность увлечь читателя выдумкой. Иначе бы все предпочитали Гегеля "Графу Монте-Кристо".
"Благодаря благословенной лени лишние люди - всегда фрондеры, всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не осталось времени на совращение Лиз и остроумные выступления."
"Не так-то просто побороть традицию любовных описаний при помощи знаков препинания, если она родилась еще в 1792 году."
"История существует у любого народа только тогда, когда о ней написано увлекательно. Хорошо написанная история - фундамент литературы. Появлению великого писателя должно предшествовать появление великого историка."
"Миф образа важнее жизненной правды."
"Потомки часто обращаются с классиками по произволению. Им ничего не стоит превратить философскую сатиру Свифта в диснеевский мультфильм или пересказать Дон Кихота своими немудреными словами."
"Вся классическая литература поступает к читателю в готовой упаковке."
читать дальше
"Персонажей - и книг, и жизни - судят не по законам справедливости, а по законам красоты сюжета."
"Евгений Онегин" более не доступен для непосредственного прочтения. Вместо романа у нас есть его аура - бесплотная и бесконечная субстанция, неиссякаемый образ совершенства и красоты."
"Сейчас трудно представить себе эпоху, в которой "Нос" или "Герой нашего времени" - злободневные литературные новости. Белинский, современник золотого века, оказался в уникальном и непростом положении. Изобилие шедевров требовало огромного мужества, чтобы эти шедевры признать."
"Российский журнализм вовсе не намерен информировать читателя.Журналы нужны, чтобы обсуждать уже известное. Попросту - они создают приятное общество, в котором протекает творческое общение читателей и писателей."
"Персонажи стали примерами, на судьбе которых разбирались модели взаимоотношений - мужчины и женщины, труда и капитала, поэта и толпы. По сути вся наша классика в школьной интерпретации - вид нравственной доктрины, своеобразный суррогат религии."
"Литературу описывали в терминах геометрической оптики - то она была зеркалом прямым, то вогнутым, то увеличительным стеклом."
"Если публика и согласилась с Белинским, то писатели - нет. Они утверждали, что сами знают, что хотели сказать."
"Белинский в русской словесности играл ту же роль, что доктор Ватсон при Шерлоке Холмсе. Он искал простых и ясных объяснений для слишком сложных предметов."
"Лермонтов в стихах не помещался. На это он жаловался уже в 16 лет: "Мысль сильна, когда размером слов не стеснена." Мысль требовала уродливо длинной или наоборот - неблагозвучно короткой фразы. Когда же ее укладывали в правильную стихотворную строку, мысль блекла, терялась, исчезала. Такого противоречия формы и содержания практически не знал Пушкин."
"Российская словесность не родила ни одного приключенческого шедевра. Но не потому, что не могла, а потому что перестаралась - как в случае с "Героем нашего времени".
"Под видом одного романа Лермонтов написал несколько. Русское общество обнаруживает их один за другим по мере углубления и расширения читательского опыта."
"Тарас Бульба" был надежно забыт в пору увлечения маленьким человеком - пору, которая продолжается и сейчас."
"Вера в Россию, по Гоголю, - это и есть вера в Бога."
"Главный дефицит русской словесности - сильные, нерассуждающие герои, красивые, как в скандинавских сагах, во всех измерениях."