Интересно. В весьма полемической книжке Ястребова ("Пушкин и пустота", размышления о культуре и современности) высказана мысль, что в нашей отечественной литературе, как дореволюционной, так и советской (про текущий момент и говорить не приходится, потому что его как раз автор рассматривает в стиле "как мы дошли до жизни такой") отсутствует образ отца. Отец нужен, кровь из носу. Отца нет. Или его просто нет (ребенок сирота), или он теоретически есть, но практически находится где-то далеко и в жизни ребенка не участвует (на войне, в командировке и т.д.), или он есть, но лучше бы не было, потому что не может являться авторитетом (пьяница, слабак и т.д.).
Никогда не задумывалась. Сейчас сижу и вспоминаю... по крайней мере, самые перечитанные книги... которые, по всеобщим уверениям, должны оказывать наибольшее влияние на формирование личности...
А вот как-то действительно нет... При чем не только в нашей, но и в зарубежной литературе тоже. Интересно... Это должно что-то значить? Почему так?
Ладно, допустим, чисто приключенческая литература - там еще можно понять, что отцы как бы по сюжету не очень нужны. В смысле, там же уже действует обычно сформировавшийся герой? Ну, а в остальных книгах почему так?
У Марка Твена Том Сойер воспитывается тетей Полли, Гек - сирота и бродяжка. У Диккенса... чего-то сплошь или сироты, или с кошмарными отцами... У Сергиенко - Кеес, адмирал тюльпанов - тоже отцов не припомню. У Медведева, в моих любимых приключениях Баранкина, отец безнадежно блекнет на фоне яркого сына. Ожидать от него ничего не приходится. В Динке отец выступает в виде все равно что привидения. У Линдгрен в "Карлсоне" или "Мы на острове Сальткрока" отец даже не отец, а какой-то рядом стоящий... в лучшем случае, товарищ по играм... не говоря уж про Пеппи Длинный Чулок.
Можно ли считать Макаренко в "Педагогической поэме" чем-то вроде отца? Или тут будет Учитель (которых тоже не очень много)?
Только и смогла вспомнить доктора Яновского у Бруштейн и вождя Высокого Орла у Сат-Ока.
Что за ерунда творится с отцами?