Анатолий Борисов "Встреча с погибшим другом". Письма, дневники, мемуары. Советская литература.
Про что: небольшая книжка в формате брошюры... В 1941 году с началом войны московские студенты, в том числе из театрального института, были мобилизованы на фронт. Среди них А.Борисов с режиссерского факультета и его друг Василий Пластинин, с актерского - про которого он и написал эту книжку. Долгое время они служили вместе, затем дороги разошлись, а вскоре В.Пластинин погиб в бою. У А.Борисова остались его дневники, потом он еще собрал письма, скомпоновал это все хронологически... дополнил от себя вставками с пояснениями... Получилась такая небольшая документальная повесть. Каких-то особых потрясений здесь нет, просто еще одна история в общей истории войны, еще один голос... Но это тоже свидетельство.
В.Пластинин - как тут все пишут - был фанатически увлечен театром, он только в 1940 году поступил в театральный институт, в Москву приехал из Мурманска... У него было столько планов и надежд. И тут война... По всем дневникам и письмам проходит это отчаяние - больше всего паренек страдает от того, что прервано обучение, что он теряет время... которое мог бы посвятить укреплению мастерства. Звучит, может, и странно... Но с другой стороны, может, тут проявляется этот... эффект вытеснения? или как это у психологов формулируется... Когда вокруг такой ужас, сознание сосредотачивается на чем-то одном, чтобы удержаться. Где-то я такое читала. Кто знает.
читать дальшеНадо сказать, что ребятам где-то и повезло. Они были направлены в армию на Ржевском направлении, где в основном и пробыли большую часть времени. Но командир части, куда они попали, узнав, что они студенты из вуза, надумал их отправить на обучение на что-то там... вроде артиллерийской специальности. (И это опять же, мне кажется, красноречиво говорит, какая нехватка квалифицированных военных кадров была в армии на начало войны, если даже студенты театрального института рассматривались в этом плане как перспективные - у них же образование... ) Но там они попались на глаза э... политруку? замполиту? в общем, командиру, отвечающему за политпросвет, и он посчитал, что такие кадры перспективнее использовать по специальности - так что их прикрепили к штабу, где была сформирована армейская бригада артистов. Для поднятия боевого духа. Они сами составляли репертуар, выезжали с концертами в действующие части на передовой. Все такое.
Видимо - судя по записям - не у всех командиров такой расход боевых сил находил понимание. Потому что несколько раз отмечено, что их отправляли в действующие части. Один раз вот они попали в санитары - выносили с поля боя раненых. Но потом они как-то опять оказывались в своей артистической бригаде. Показательный момент тут проявляется - как мне кажется - и в финале. Пластинин, получив отпуск, ездил в Москву, где опять приходил в свой любимый институт, встречался со студентами и преподавателями. Все считали, что ему следует продолжать учебу... Тем более уже явно дело двигалось к концу войны. Тут отмечено, что преподаватели из театрально составили петицию к командованию, с просьбой демобилизовать Пластинина, чтобы он вернулся на учебу. А дальше просто помещаются материалы, что он опять переведен в действующую армию, на этот раз в танковые гвардейские части и участвует в наступлении. Это был уже 1944 год. Вскоре Пластинин погиб в бою... Вот я и думаю - не могло ли так быть, что Пластинин с этой петицией отправился к командованию и попал как раз на такое, которое считало, что мобилизованные солдаты должны быть на передовой, а не играть на сцене при штабе? поэтому он и оказался на передовой...
А Борисов так и продолжал служить, видимо, при штабе, дошел до конца войны. И вот - в 80-х написал эту книжку в память о боевом товарище. Тут, правда, тоже был момент, мне не совсем понятный. В смысле, Борисов тут рассказывает, как он старался разыскать родных Пластинина, с каким трудом установил их адрес. Типа, что он через какой-то музей разыскал письма еще одной студентки из театрального, с которой Пластинин переписывался, и по этим письмам узнал тогдашний адрес Пластинина в Мурманске... Как потом писал в адресное бюро Мурманска, но не получил ответа... а потом наугад написал по старому адресу, и ему там сами жильцы отыскали родственников Пластинина. Вот это мне и было непонятно. Зачем вообще такие сложности - разыскивать адреса через третьих лиц, да еще через выставки в музеях? Пластинин ведь учился в институте, он туда официально поступил, а значит, в институтских архивах должны были остаться все его данные, в том числе и адрес? И в Мурманске тоже - как это адресное не могло ничего ответить, если Пластинины так и продолжали жить в Мурманске, просто по другому адресу? Странно, непонятно. Ведь для этого адресное бюро и предназначено, разве нет? (поразмыслив, решила, что Борисов, может, свои запросы отправил не в адресное, а еще куда-то там, кто их знает, творческих людей... )
Но, в любом случае, печально. Тут все пишут об огромном таланте Пластинина - может, повернись по-другому, он бы тоже стал звездой советского театра и кино. Кто знает. Вот кончилась война, в те же театральные институты пришли студенты из демобилизованных бойцов, и из них вышло много ярких звезд, мы их все знаем. А кто-то остался только в воспоминаниях своих друзей...