Внезапный брэйн-ринг!
Вот вы замечали, как иногда бывает - прочитаешь/посмотришь что-то на одну тему, которая вызвала интерес/заставила задуматься... и вдруг тебе тут же параллельно попадается что-то на ту же тему - как бы в продолжение размышлений.
Вот и тут - только я прочитала в номере журнала "Наш современник" размышления какого-то автора-публициста о - как выражаются в интернетах - поколении современной молодежи... снежинках, зумерах, в таком роде. И тут мне в другом журнале - "Популярная механика" - попадается тоже типа публицистическая статья на эту же тему. И они как бы друг другу резко противоречат... вступают в полемику...
Интересно, в общем - на подумать.
Версия радужно-оптимистическая (либерально-глобалистская и все такое):
«Популярная механика». Март 2022г. (большая простыня)
читать дальше«Термин «инфорги», люди, которые придут на смену Homo Sapiens, в наш обиход ввел Сергей Карелов – один из первых руководителей российского отделения корпорации IBM, генеральный менеджер компании Silicon Graphics и Cray Research.
Мы живем в интересное время. На смену антропоцену, эпохе технологического освоения материи и энергии, приходит новацен – эпоха технологического освоения информации, и жить в новой эпохе, скорее всего, будут не Homo Sapiens, а инфорги – люди следующего поколения, проводящие в онлайне больше времени, чем во сне. Причем они уже здесь. Сегодня уже появились первые поколения инфоргов, которые сильно отличаются от нас, Homo Sapiens.
Последние 40 тыс.лет эволюция Homo Sapiens все больше определялась культурной, а не биологической составляющей. Такова адаптационная реакция человека на ускорение изменений в культурной среде обитания. А поскольку теперь люди уходят в онлайф, их среда обитания кардинально меняется. Она совсем другая, там другие законы, и информационная сущность человека развивается и эволюционирует совершенно иначе. Изменения начинают происходить на уровне биологических, когнитивных и нейроаспектов. Эти изменения С.Карелов называет переходом к «алгокогнитивной культуре», когда к распределенной когнитивной сети помимо людей подсоединяются еще и алгоритмы. Ведь наш разум не заключен в одной черепной коробке – он распределен в коллективном пространстве, к которому мы подключаемся, как только рождаемся и начинается первый контакт. Подключившись и развиваясь в этой когнитивной сети, распределенной в пространстве и времени, мы соединяемся и с Ньютоном, и с Дарвином, и с Пелевиным, и с Диккенсом, формируя то, что представляет сознание каждого из нас.
Недавнее исследование на тему «Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации», проведенное на кафедре социальной психологии развития МГППУ, показало интересные результаты: нынешние дети совершенно другие, чем в доцифровую эпоху. Общий уровень умственного развития современных детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, выше уровня их сверствников из обычных детских садов ХХ века. В результате перехода к новой цифровой эпохе уровень интеллектуальных способностей (когнитивные способности схематизации и систематизации) старших дошкольников растет, а уровень сенсорных способностей (когнитивные способности восприятия физического мира) падает. Современные дети, например, изучая новую игрушку, предпочитают не взять ее в руки, а повертеть на экране дисплея, через него изучая окружающий мир.
Человечество разделяется на инфоргов и неинфоргов, и этот процесс будет только усугубляться. Одни поселятся в цифровом мире метавселенных, другие останутся в реальном. Для жителей метавселенных перестанет существовать граница между физической и цифровой реальностью. Инфорги будут чрезвычайно эффективны в новом мире: их интеллект станет мощнее, системы с сильным ИИ начнут помогать им писать тексты и программный код, рисовать картины, делать научные открытия, торговать на бирже – все что угодно. С такими сверхспособностями их производительность возрастет многократно, да и работать в метавселенной будет куда комфортнее и веселее, чем в реальной жизни. Метавселенные займут доминирующее положение в экономике.
А те, кто не сможет туда войти, будут подобны неандертальцам, которые не сумели вписаться в современный мир. Неинфоргов начнут постепенно вытеснять в своеобразные «нецифровые резервации», где они будут доживать, сохраняя свои простые традиции. Потихоньку вымирая – или смешиваясь с инфоргами».
Версия мрачно-пессимистическая (охранительская):
«Наш современник». Апрель 2020г. (большая простыня)
читать дальшеЕвгения Декина.
«Ричард Докинз обозначил мем как широкое понятие, которое означает элементарную единицу любой информации, отсылающую человека к коллективной памяти. А коллективная память – резервуар, где хранятся отточенные временем мысли и программы поведения.
Раньше такую функцию выполняли поговорки – они запоминались благодаря яркой форме, но несли в себе сразу целый комплекс идей. И они считывались вербально, а современный мем основан на картинке с забавной подписью, и сейчас интернет-мемы представляют собой сжатые программы смыслов, которые очень быстро грузятся в наше сознание и поощряют к действию Американский философ и когнитивист Дэниел Деннет пишет, что эффект мемов усиливается за счет того, что они считываются не только на вербальном (логическом), но и визуальном (образном) уровне. Чем больше каналов восприятия вовлечено, тем мощнее эффект. Благодаря визуальной форме мемы попадают сразу на подсознательный, сублимативный уровень, минуя сознание.
Современные школьники почти не общаются словами, они пересылают друг другу смешные картинки и видео и говорят фразами оттуда, примерно как Эллочка-людоедка. Мои ученики как-то пожаловались мне на то, что они в принципе не могут говорить с родителями и старшим поколением. Между собой они общаются мемами, а когда они начинают объяснять смысл родителям, им приходится растолковывать сразу целый пласт информации. От этого непонимание растет и создается ощущение, что общаться со старшими бессмысленно в принципе. Отсюда проистекает следующая тенденция.
Это поколение готово ругаться в интернете по поводу того, что котиков не разрешают брать в салон самолета, готово отказаться от пластиковой посуды, потому что она загрязняет окружающую среду, готово выйти на митинг по поводу подтасовок на выборах, но бороться за конкретного кандидата это поколение уже не выйдет. Политическая система дискредитировала себя в принципе, она больше не интересна. А так как со старшим поколением говорить бессмысленно, попыток разобраться в политике молодое поколение тоже не предпринимает.
Еще важная тенденция. Исчезла интеллектуальная ценность знания – есть интернет, и факт всегда можно загуглить, а потому произведение искусства утрачивает познавательный компонент. Раньше автору важно было быть эрудитом, выстраивать сложные метафоры, использовать аллюзии и реминисценции, позволяющие вписать произведение в традицию или обозначить полемические взаимосвязи. Современный автор не использует НИЧЕГО. Эпиграфами он берет строчки из популярных песен, а главы называет фразами из мемов. В этом не было бы ничего страшного, если бы это было принципиальное отталкивание от культуры прошлого, попытка сделать наоборот, идти другим путем, но это просто игнорирование. Это новое начало. С нуля.
Новое поколение – позитивисты, они не любят расстраиваться, не хотят думать о плохом, считают, что если ты настроен негативно, то это притянет в твою жизнь дурные события. Но их позитивное – это не тяжкая попытка найти свет в темных сторонах жизни или путем проб и ошибок выйти из травмирующей ситуации, нет. Это очередной игнор.
Они просто переключаются на другое. Например, на просмотр забавного контента, и глубокого осмысления реальности от автора этого контента не требуется. Плохо ли это для литературы? Да. Потому что это не просто форматное требование – это определенная отупляющая идеология.
При этом массовая культура, которая теперь базируется на основах теории восприятия и психологических разработках, достигла очень высокого уровня технического развития. Она с помощью мелькания цвета и перепадов звука на животном уровне способна удерживать внимание воспринимающего сколь угодно долго. Вместе с тем, ориентированная целиком на развлекательность, она утратила всяческую смысловую обязательность. В этих условиях исчезнет социальная и психологическая составляющая, исчерпается интерес к человеку, уйдет интеллектуальная наполненность, креативность и собственные идеи. А что останется?»
Внезапный брэйн-ринг!
Вот вы замечали, как иногда бывает - прочитаешь/посмотришь что-то на одну тему, которая вызвала интерес/заставила задуматься... и вдруг тебе тут же параллельно попадается что-то на ту же тему - как бы в продолжение размышлений.
Вот и тут - только я прочитала в номере журнала "Наш современник" размышления какого-то автора-публициста о - как выражаются в интернетах - поколении современной молодежи... снежинках, зумерах, в таком роде. И тут мне в другом журнале - "Популярная механика" - попадается тоже типа публицистическая статья на эту же тему. И они как бы друг другу резко противоречат... вступают в полемику...
Интересно, в общем - на подумать.
Версия радужно-оптимистическая (либерально-глобалистская и все такое):
«Популярная механика». Март 2022г. (большая простыня)
читать дальше
Версия мрачно-пессимистическая (охранительская):
«Наш современник». Апрель 2020г. (большая простыня)
читать дальше
Вот вы замечали, как иногда бывает - прочитаешь/посмотришь что-то на одну тему, которая вызвала интерес/заставила задуматься... и вдруг тебе тут же параллельно попадается что-то на ту же тему - как бы в продолжение размышлений.
Вот и тут - только я прочитала в номере журнала "Наш современник" размышления какого-то автора-публициста о - как выражаются в интернетах - поколении современной молодежи... снежинках, зумерах, в таком роде. И тут мне в другом журнале - "Популярная механика" - попадается тоже типа публицистическая статья на эту же тему. И они как бы друг другу резко противоречат... вступают в полемику...
Интересно, в общем - на подумать.
Версия радужно-оптимистическая (либерально-глобалистская и все такое):
«Популярная механика». Март 2022г. (большая простыня)
читать дальше
Версия мрачно-пессимистическая (охранительская):
«Наш современник». Апрель 2020г. (большая простыня)
читать дальше