А.Мелихов. Броня из облака.
«Рассуждая вроде бы об универсальных социальных вопросах, каждый в скрытой форме решает свои личные психологические проблемы, стремясь в завуалированной форме либо выразить кому-то личную признательность, либо свести личные счеты, собственных личных друзей и личных врагов навязать миру в качестве всеобщих: маменькин сынок больше всего на свете ненавидит свою бонну, несостоявшийся тиран – состоявшихся; тот, кто пострадал от организованного коллектива ненавидит всякую организацию, тот, кто пострадал от дезорганизованного коллектива, ненавидит дезорганизацию; пострадавший от традиций ненавидит косность, пострадавший от нововведений ненавидит безответственное экспериментаторство…
Какой же согласованный критерий возможен там, где каждый пытается возвести личные психологические интересы в ранг объективного закона? Движение к согласию возможно лишь при игре открытыми картами, когда участники дискуссии раскрывают друг другу свои истинные интересы, а не их маскировочные прикрытия, делятся базовыми впечатлениями и целями своих подтасовок, чтобы затем подтасовывать вместе».
***
читать дальше«Все рациональные аргументы действенны лишь внутри общего воображаемого контекста, а общий контекст создается сходным опытом, - люди с радикально расходящимся запасом базовых впечатлений не могут прийти к согласию, даже если бы очень этого захотели. Поэтому социальное согласие не является результатом отыскания социальной истины, но социальная истина является следствием социального единообразия.
Есть правда, некие универсальные свойства человеческой природы, но и они слишком часто лишь разобщают нас. Так, например, каждый из нас, сталкиваясь с людьми, имеющими возможность причинить нам какую-то неприятность, неизбежно испытывает тревогу, раздражение – доходящее до ненависти, если потенциальная неприятность очень уж огромна. Но робкий мальчик, выросший в благополучном квартале благополучной страны, сталкивается с опасной силой лишь в лице полицейского, а потому более всего на свете и ненавидит полицию (государство, выражаясь расширительно). А другой, точно такой же мальчик, выросший в хулиганском квартале, где могут ударить, а то и пырнуть ножом каждый встречный, при виде полицейского наоборот с облегчением переводит дыхание (приобретая базовые впечатления государственника).
В итоге либеральные воззрения способны распространиться лишь там где значительная часть населения видит для себя главную опасность не в бандитах, а в государственных службах. Торжество либеральной идеи будет невозможным до тех пор, пока государство в своей разнузданности не сумеет оставить общество далеко позади. Кому в этом состязании пожелать успеха, решайте сами – в любом случае эта победа может быть только временной. Конкурирующие социальные группы рано или поздно объединяются против сильнейшего, а потому в конце концов проигрывает тот, кто слишком долго побеждает».
Н.Косухина, О.Гусейнова. Твой совет online.
«- Давай сходим куда-нибудь вечером и поближе познакомимся, - парень добавил в голос хрипотцы.
Свидания в мои планы не входили. Неожиданно вспомнила, как наша повариха отшивала непрошеных кавалеров.
- А крови дашь мне отведать, добрый молодец?
Чадар на минуту застыл, обдумывая мои слова, потом снова широко улыбнулся:
- Для тебя – сколько хочешь, моя королева!
Хм, не получилось!.
- Я кусаюсь, - привела я еще один аргумент.
- Не страшно!
- У меня глаза светятся!
- Хотел бы я на это посмотреть! Особенно ночью, вдвоем…
Мне вспомнился еще один хороший совет.
- Хочу замуж!
Парень замер, его улыбка увяла, и он уныло смерил меня взглядом. А во мне росла уверенность – вот оно, верное направление.
- Понимаете, на мой род наложено проклятие. Любой мужчина, который возляжет со мной на ложе, будет обречен на смерть в течение года. Только женившись, мужчина может обойти злой рок. Правда, после рождения второго ребенка мужья нашего рода долго на свете не живут, - печально вздохнула я, вкладывая в свой взгляд всю честность и невинность.
Чадар вымученно улыбнулся, встал со стола и пробормотал:
- Очень сочувствую вашему горю. Что-то я задержался у вас, а мне пора работать…
- И давно пора, - раздался от входной двери холодный голос ведьмака. – Или мне напомнить тебе о твоих обязанностях?
Чадар испарился так быстро, будто его и не было».