Столетие безумно и мудро.
Из журнала И.А.Толченова.
«Достопамятности на 1774 год.
В сем году постигли Россию великия несчастии как-то: 1-ое возмущение самозванца Пугачева, которых в низовых губерниях причинил великия разорении, а между тем и самую столицу Москву с близлежащими городами потревожил. А потому 27 июля получено в Дмитрове с нарочным курьером от Сената московского приказание о принятии предосторожности и, вследствие того, 31-го собралось уездное дворянство и с предводителем генерал-маиором и кавалером князь Иваном Федоровичем Голицыным в город. И с общего согласия положили сформировать корпус из дворовых людей своих, вооружив их по надлежащему, а числом до ста душ одного человека. Сему последуя, и дмитровское купечество, собравшись в магистрат, сделало с своей стороны положение в одной силе с дворянами. Но действительного вооружения оного корпуса не последовало, ибо 6 августа получено от Сената приказание – оное вооружение оставить, потому что по благости божией злодей Пугачев подоспевшими от тамошнего края регулярными войсками разбит с своими единомышленниками совершенно и ударился в бегство в степи, к Астрахани простиравшиеся. Ревность же, в рассуждении принятия предосторожности дворянством и купечеством здешними оказанную, Правительствующий Сенат весьма похвалил.
читать дальше2-ое на Россию несчастье – неурожай хлеба в низовых губерниях, кое произшествие по большой части от вышеописанных смятениев воспоследовало и около Астрахани и Саратова мука ржаная доходила ценою в 1р. пуд и по такой дороговизне во многих местах употребляли люди в пищу траву, лебеду толченую и дубовые жолуди и на рынки вывозили оные вещи в продажу. Скоту-ж и соломы не доставало. И в оном году в 4-х губерниях, то есть Оренбургской, Астраханской, Казанской и Нижегородской, от вышеописанных бедственных случаев погибло народу превеликое множество.
Напротив того и не один точию всевышнего гнев изливался на Россию, но милуяй оную, господ извне ниспослал прославление оружие ея и увенчав победами, обрадовал выгодным миром, заключенным 10 июля с Портою Оттоманскою».
Дж.Гришэм. Шантаж.
«…Я согласен, что это жестоко… но мне наплевать. Мне нужны деньги, а они у вас есть».
Бич сделал паузу и обвел взглядом присутствующих.
- По-моему, все превосходно, - заметил Спайсер, главный специалист по мошенничеству.
- А по-моему, ничего хорошего в этом нет, - тут же отреагировал Ярбер, почесав подбородок. – А что, если он покончит с собой?
- Вряд ли, - засомневался Бич. – Он не из тех людей, которые способны на отчаянный поступок.
Они еще раз прочитали текст письма и несколько минут спорили о том, удачно ли выбрали время для шантажа. Все дело в том, что собратьям еще не приходилось грабить своих клиентов. И это порождало некоторую неуверенность. Они переписывались с дюжиной потенциальных жертв, как правило, мужчин среднего возраста, которые клюнули на лаконичное объявление в журнале для голубых: «Молодой одинокий парень двадцати лет ищет доброго, порядочного и щедрого друга в возрасте от сорока до пятидесяти лет для переписки».
Это коротенькое объявление, помещенное на последней странице журнала, вызвало немалый интерес у постоянных читателей, и вскоре поступило более шестидесяти писем, авторы которых выразили желание не только переписываться с бедным и несчастным Рикки, но и наладить с ним более тесные отношения. Спайсеру необходимо было справиться с непростой задачей: самым тщательным образом проанализировать все письма и отыскать среди них те, которые написаны действительно богатыми и щедрыми клиентами. В конце концов он достиг высокого мастерства – научился определять материальное положение клиента по первым фразам письма».