Джеймс Кори "Пробуждение Левиафана". Крутой боевик в антураже НФ и космооперы.





С увлечением читала книжку, а сейчас не могу сообразить, что же о ней писать-то... Поразительный феномен! чем больше думаешь о книжке, тем больше впадаешь в ступор - все рассыпается буквально на глазах.
Итак, сюжет (или то, что здесь за него). Далекое будущее, человечество вышло в космос и уверенно осваивается в пределах Солнечной системы. На момент начала эпопеи (а это таки эпопея, судя по количеству томов) расстановка сил такая: Земля (видимо, в комплекте с Луной), колыбель человечества и все такое. Марс - первая колония, уже далеко продвинувшаяся по части терраформирования и самостоятельности. Земля и Марс находятся примерно на одинаковом уровне развития, но Земля больше специализируется на науке-культуре (ну, мне так показалось), а Марс - в военном аспекте. Отношения между ними примерно как между Англией и Америкой в период американской войны за независимость. Далее есть Пояс астероидов - фронтир и передний край продвижения человечества на просторы космоса. Это далеко.

В том смысле, что за время существования там человеческой колонии постоянные обитатели и работники Пояса уже практически достигли стадии другой расы - отличаются от "внутряков" сложением, манерами, диалектом и т.д. Результат существования при пониженной гравитации и вообще при всем пониженном - имеется в виду обеспечение воздухом, водой, питанием, не говоря уж о благосостоянии и научно-культурных перспективах. Их называют "астеры". Земля и Марс склонны относится к астерам с пренебрежением и рассматривать как второй сорт и тупую рабсилу. И те, и другие имеют на Поясе астероидов свои
станции, на которых ведется различная нужная владельцу деятельность. Астеры, понятное дело, воспринимают такое отношение с негодованием, но они зависят от внутренних планет, поскольку не могут собственными силами поддерживать элементарное жизнеобеспечение. То есть, может, и могли бы, но все соответствующие мощности находятся под контролем Марса и Земли, не говоря уж о силовых структурах и военном флоте. Существует радикальное подполье - полу-террористическое полу-революционное движение "Альянс внешних планет" (АВП), которое выступает, само собой, за достижение независимости и самоопределения. Помимо всего этого существуют еще и транснациональные корпорации... то есть, тут уже по факту трансгалактические...

Которые ведут собственные исследования, промышленные разработки и т.д. Ставя превыше всего собственные бизнес-интересы и погоню за прибылью.
На этом богатом для всяческих конфликтов фоне начинают развиваться события. Вот корабль "Скопули" с отрядом бойцов АВП, который взят на абордаж, и одна выжившая из всего экипажа девушка Джули Мао обнаруживает жуткую картину - останки своей группы, сросшиеся в один жуткий организм. Вот потрепанный грузовик астеров, следующий обычным рейсом с доставкой груза льда, получает сигнал бедствия от гибнущего корабля "Скопули", а когда они прибывают по установленным координатам, то разведгруппа во главе со старпомом Холденом обнаруживает совершенно пустой корабль с марсианским передатчиком, и в этот же момент их собственный грузовик уничтожает корабль-невидимка. Вот пожилой, потихоньку спивающийся коп Миллер, работающий на службу безопасности одной из центральных станций Пояса Цереры, получает от начальства задание - нужно по запросу родителей отыскать скрывающуюся на Поясе Джули Мао и по возможности переправить ее домой. Это не то чтобы законно, но служба безопасности Цереры (которая полностью содержится Землей), оказывает такие услуги своим хозяевам и работодателям. И как раз, когда он принимается за расследование, поступает сообщение от Холдена об уничтожении астерского грузовика - возможно марсианами. Обстановка, и без того взрывоопасная, моментально накаляется - возникают волнения среди населения, активизируются боевики АВП, Марс поднимает по тревоге военный флот...
А дальше будет все завлекательнее и завлекательнее - вплоть до легких намеков не то на инопланетное вторжение, не то на неведомую биологическую заразу из глубин космоса.

Нет, действительно, чрезвычайно затягивающее чтение. Многообещающая завязка, интересная задумка... Авторы опять же действительно мастера своего дела - как они умеют подать материал, как умеют передать эту атмосферу - так что читателю просто наяву представляются эти огромные военные корабли, космические станции, жуткие картины перерождения биомассы...

Отлично сделанный боевик - просится на экран.

Ключевое слово - "сделанный". Повествование идет маленькими главками попеременно Холден-Миллер, каждая главка мало того, что идет в бодром темпе, так еще и обязательно заканчивается каким-нибудь "крючком". Так, кажется, это именуется в сериалах?

Саспенс за саспенсом, поворот за поворотом - все сплошь сногсшибательные и головокружительные. Понятное дело, что голова у читателя (в лице меня, например) пошла кругом.

Пока читаешь, думать некогда - надо же поскорее узнать, как герои выпутаются из очередной переделки, и что будет дальше. Заканчивается книга, начинаешь это все обдумывать - и мама дорогая.

Если на это все посмотреть в спокойной обстановке, так что же получается - весь сюжет состоит из сплошных дыр и чудовищных натяжек, так что по сути это уже и не сюжет, а какая-то видимость...

"У вас весь дом съеден термитами, единственное, на чем он держится - это краска!" - как говорил Лео Гетц в "Смертельном оружии". Вот-вот.

(далее исключительно спойлерно)
читать дальше
Возьмем Холдена и Миллера, которые тут выступают главными рассказчиками. В начале они так хорошо и детально обрисованы и поданы. Так почему потом они вдруг начинают действовать как натуральные терминаторы? Отстреливаются от бандитов, киллеров, профессиональных военных-наемников и т.д., успешно штурмуют неприступные крепости и лихо обыгрывают корабли-убийцы. Это нелепо - у них просто нет соответствующих навыков. И авторы даже не утруждают себя обоснуем, откуда это все у героев взялось. Понятное дело - в голливудских фильмах все так поступают. Книга явно пишется с расчетом на экранизацию, ну и...
Хорошо, можно сделать скидку на киношность и пристрастие американцев к комиксам с супергероями, хотя как по мне - это нечистая работа, неряшливая, и книга сразу теряет много пунктов. Но если бы только это! Дальше уже начинаются сюжетные дыры и натяжки.
Миллер с самого начала показан как хороший коп. Он знает обстановку, успешно проводит расследования, он даже успешно останавливает массовые беспорядки на своем участке... И тут в самый разгар событий, когда станция оказывается в аховом положении - Земля объявила, что она устраняется, существует угроза хаоса и массовых беспорядков, угроза военного нападения марсиан, угроза захвата власти боевиками АВП - его начальник его вдруг увольняет! Со словами, что обстановка сложная, нужны люди, на которых можно положиться! А на Миллера типа нельзя? Бред. Ничего из показанного ранее не свидетельствует о том, что на Миллера нельзя положиться. А у них сейчас каждый сотрудник должен быть на счету. Понятное дело - авторам понадобилось, чтобы Миллер отправился приключаться на просторах космоса вслед за Холденом с его командой и неуловимой Джули Мао. Оставлю без комментариев внезапную увлеченность Миллера делом Джули, которое вообще по всем статьям левое и головная боль, и любой нормальный коп постарается от него отделаться. А также еще более внезапную влюбленность Миллера в образ Джули, которую он увидел на двух старых фотках. Это, как я понимаю, тоже типичные голливудские штампы из жанра "детектив-нуар".
Холден со своей командой, который просто под конец начинает вызывать некоторого рода священный ужас.
Тоже судя по всему любимый голливудский типаж. Простой американский (в данном случае, земной) парень, который за все хорошее против всего плохого. Он становится свидетелем уничтожения своего корабля и объявляет на весь космос, что корабль уничтожен - возможно - марсианами. Начинается война между астерами и марсианами. Ладно, это еще вполне терпимо - человек увидел, человек сообщил, опасаясь, что и сам вот-вот погибнет, так нужно хоть сообщить, что и как. Но он и дальше продолжает поступать точно так же, невзирая на то, что все вокруг ему указывают на возможные последствия и предостерегают, как кошмарно получилось раньше! Он становится уничтожением марсианского военного корабля "Доннаджер" неизвестными кораблями-убийцами - возможно - принадлежащими Земле. Он сообщает об этом на весь космос. Начинается война между Землей и Марсом... Он все готов сообщить всем подряд, непременно на весь свет, потому что все должны знать! Это такие явные голливудские штампы, что даже мозг болит.
Как я понимаю, в реальности, данный индивидуум был бы просто в экстренном порядке нейтрализован любой из заинтересованных сторон. Чтобы не мешался под ногами. Но здесь, само собой, по воле авторов, его холят и берегут, он диктует условия даже главе (предположительно) боевиков АВП! А тот слушает недовольно, но вынужден подчиниться. Фантастика. Впрочем, и так фантастика.
Возьмем случай с "Доннаджером". Огромный, огромный, просто ужасно огромный и ужасно супер-мощный военный марсианский корабль, как нам без устали твердят авторы, пока "Доннаджер" после сообщения Холдена об уничтожении его грузовика, направляется на место для расследования. Вот "Доннаджер" появляется. А Холдена тем временем преследует неизвестные и неопознаваемые корабли. "Доннаджер" берет команду Холдена на борт. Тут же неизвестные корабли начинают атаку на "Доннаджер". Не проходит и нескольких минут, как нам сообщают, что "Доннаджер" уничтожен! Вот так раз. Так это огромный и супер-мощный военный корабль или что?
Почему несколько десантных кораблей так легко могут его уничтожить? Что за ерунда? Корабль набит профессиональными военными, которые держат в страхе всю солнечную систему - и они не могут справиться на собственном корабле с полным вооружением с отрядом неизвестных боевиков?
Они не придумали ничего лучшего, как себя взорвать атомным взрывом вместе с нападающими?
Какого черта... Но при этом несколько военных отряжено, чтобы жертвуя собственной жизнью, спасти группу Холдена, под огнем противника посадить на свой десантный корабль и вывезти с гибнущего корабля?
А еще при этом капитан "Доннаджера" отправила с командиром отряда кристалл с данными о нападающих, чтобы передать куда следует? А этот кристалл потом расшифровал Холден со своей командой, потому что командир героически погиб, и установил, что там содержатся данные, что корабли-убийцы были земного происхождения - о чем и не замедлил всем сообщить?
Господи, это же такой бред, что плакать хочется.
Ну, в самом деле! Капитан военного корабля сначала получает сообщение об уничтожении астерского грузовика. Потом получает сообщение, что группу Холдена преследуют неопознаваемые корабли. И она что - не принимает никаких мер приготовления? Она думает эти корабли - что? мимо пролетали? Для нее нападение на корабль становится после этого такой неожиданностью? что нападающие его моментально захватывают?
Ладно, черт с ним - что за бредни с отправкой кристалла с данными? Зачем переносить эти данные на кристалл и отправлять черт знает куда не деревню к дедушке - с риском, что курьер тут же будет убит, как и происходит? Почему она эти данные не могла передать напрямую своему командованию? Я чего-то думаю, что она просто обязана была это сделать. Военный же нафиг корабль-то.
Почему тут все подряд могут передавать что угодно, а капитан супер-мощного военного корабля не может передать своему командованию объяснение, что с ними произошло?
Далее вообще будет цирк с этими кораблями-убийцами. Тут авторы нам показывали, что они просто мгновенно уничтожили огромный "Доннаджер", так что ему осталось только подорваться. А потом авторы показывают, как аналогичные корабли напали на десантный корабль Холдена (на котором они и вылетели с "Доннаджера", Холден его присвоил), обстреляли, корабль прошит снарядами, но ничего так в общем серьезно не пострадало, никто из команды не погиб... Камбуз разнесло, чего-то там еще повреждено, но можно починить... Главное, миссия выполнена! Без комментариев. Это что тут вообще - кинокомедия?
Но черт с ним со всем, линии Холдена-Миллера идут через пень-колоду, типичный такой голливудский боевик со штампами получается... Главный ахтунг даже не в этом. Главное, что меня вводит в ступор, это - а при чем тут, собственно, Джули Мао? 

Что за фигня вообще происходит с этой линией? Лично я ни хрена не поняла. 
Раскрою главную интригу.
При освоении этого самого пояса астероидов, одна трансгалактическая корпорация "Протоген" обнаружила образец биомассы явно инопланетного происхождения. Они это назвали "протомолекула" и начали ее исследование. Особенностью этой протомолекулы является то, что при контакте с биомассой, она начинает перестраивать... генный код?.. в общем, все перестраивает, так что в итоге все соединяется в один организм? одну массу? "Протоген" предположил, что инопланетяне заслали этот образчик биологического оружия, чтобы уничтожить человечество. В незапамятные времена. А сейчас они еще больше развились. Тем не менее, "Протоген" держит это все в тайне от всех, надеется вскрыть протомолекулу и вывести что-нибудь полезное для себя. А тем временем решают провести более масштабные испытания, поскольку им интересно посмотреть, что получится, если протомолекула получит в свое распоряжение огромное количество биомассы (до сих пор, в лабораторных условиях, ей, видимо, представляли только минимальные образцы). С этой целью производят намеренное заражение астерской станции Эрос, где находятся около миллиона человек. Заражение производится той самой Джули Мао, которая до этого заразилась на своем корабле, поскольку в прологе нам же показали, как она обнаружила свою сросшуюся в монстра команду - это как раз протомолекула действовала. А когда Джули попадает на Эрос, то там и производят работы по исследовательскому заражению. Станция Эрос погибает, миллион человек сращивается в инопланетную биомассу, у которой внезапно оказывается сознание Джули. В некотором роде. Далее протомолекула, захватив контроль над Эросом, рвется на Землю, где для нее имеются несколько миллиардов человек биомассы. Но наши супергерои - в данном случае, Миллер - обращаются к сознанию Джули и уговаривают ее направить Эрос на Венеру. Это, в общем, краткое изложение событий.
Масса вопросов. Пролог был необычайно зрелищный и эффектный. Захваченный корабль, команда, превращенная в монстра... Спасшаяся девушка... Читатель понимает, что это только пролог, и рассчитывает, что далее в книге авторы дадут какие-то разъяснения происходящему. Это как бы вообще полагается в книгах. Обычай такой сложился. А нифига подобного.
Откуда вообще летел корабль Джули и куда?
Кто на них напал и зачем?
Где и как они вообще подхватили инопланетную заразу?
Кто-нибудь может это пояснить, на основе представленного текста? Лично я не могу. Что за сейф был на корабле Джули, и что там лежало? Почему захватчики его не забрали? Почему вообще никто не делает попыток его забрать, хотя типа главе АВП Фреду это интересно?
Корабль Джули летел с научной станции, где проводились работы с протомолекулой, захватив образцы и научные материалы? Поэтому на них и напали, чтобы этим завладеть? Так почему тогда не? Но авторы нам говорят, что научные станции, на которых работали с протомолекулой, принадлежат "Протогену". Какое отношение команда Джули, которые относятся к АВП, имеет к "Протогену"? Как они смогли обнаружить эту суперценную научную станцию и завладеть суперценными образцами, если потом вся организация АВП прилагает усилия, чтобы установить координаты другой станции - кстати, какой еще, и что там такого ценного, если первоначальные образцы уже забрали? Авторы изображают "Протоген", как серьезную контору, которая даже управляет тайным образом правительствами Земли и Марса, и влегкую уничтожает огромные военные корабли - так каким образом несколько гражданских лиц смогли проникнуть на такую ценную станцию и завладеть таким ценным материалом? Потом-то их просто захватывают, они даже не смогли ничего сделать. Что это было?
Где заразилась команда Джули - на той самой научной станции, как она предполагает в своих дневниках? По прологу-то можно сходу предположить, что на них напали именно для того, чтобы заразить. Для эксперимента. Но если так - то почему их тогда просто оставили? Если они заразились на станции, то почему на Джули зараза подействовала позже, чем на остальную команду? Почему вообще нападающие ее отделили от остальных? Или тут нужно выстроить версию, что "Протоген" вел разработки протомолекулы, в результате неосторожности произошло заражение всей станции, о чем ученые сообщили руководству, после чего "Протоген" решил использовать астерский экипаж, как расходный материал, и послал их на заведомо заразную станцию, чтобы забрать материалы, а потом их перехватили, чтобы посмотреть, как идет процесс перерождения, установили, что Джули перерождается медленнее остальных и отделили ее? О, как у меня ловко получилось.
Связать кусочек.
Потому что все равно ничего не сходится. Во-первых - разве не нужно авторам это все читателю разъяснить? Это же как бы так заведено в литературе?
Они не объясняют ничего. Я не удивлюсь, если им просто наплевать, что там читатель себе нафантазирует.
Кроме того - хорошо, допустим так. Но почему "Протоген", захватив корабль Джули, не забирает свои драгоценные материалы?
А также Джули, если она для них тоже становится ценным образцом. Они уже у них в руках, так зачем они все бросают и исчезают, а потом начинают активно разыскивать это все по всему поясу... Что за фигня?
Как Джули вообще попала на Эрос?
Нам показывают, что она осталась одна на своем корабле с командой, превратившейся в инопланетную биомассу. Она что, в одиночку увела этот корабль? или другой? Как это она в одиночку смогла? Но фокус в том, что она не уводила ничего!
Корабль "Скопули" потом оказывается вовсе не на Эросе, а на пути астерского грузовика, в виде устроенной ловушки - причем совершенно пустой, с куда-то убранной биомассой. Кто это сделал - не Джули же? так поди "Протоген"? Или Джули улетела на корабле-захватчике-убийце? А как он там оказался? В смысле, почему захватчики вообще там оставили этот корабль? Чтобы Джули смогла улететь на Эрос, который они хотели заразить, чтобы посмотреть, что получится? Но этот корабль потом оказывается неизвестно где - на просторах космоса - Холден с Миллером его находят по координатам, секретно оставленным в секретном дневнике Джули. Так как Джули оказалась на Эросе?
Почему она в своем дневнике ничего этого ясно и конкретно не изложила и не объяснила, если уже знала, что умирает от неведомой заразы? Почему здесь никто - из тех, кому положено - не в состоянии ничего внятно и четко изложить своим единомышленникам?
Почему все они предпочитают совершать загадочные действия и писать загадочные обрывки фраз?
Или что - сейф с образцами и данными все-таки был на корабле "Протогена", который захватил корабль Джули, и который потом обнаружили Холден с Миллером? Они все-таки забрали эти материалы с корабля Джули? А как - Джули говорит, что перед захватом, команда "все уничтожила"? Или материалы изначально были на корабле "Протогена"? А корабль Джули вообще не при чем? Но про какую такую зараженную станцию она тогда говорит? И если материалы были на корабле "Протогена", зачем они вообще напали на корабль Джули? С целью их заразить? Почему тогда так странно действовали? Почему Джули не заразили вместе с остальными? Почему, если заразили команду, просто оставили ее и все? Если они захотели заразить Эрос, почему просто не доставили туда зараженную Джули? Или они так и сделали? Но тогда каким образом они ее смогли потерять? Они потом радуются, что ее нашли. Да и Джули в дневнике пишет, что добралась до станции сама и подала условный сигнал. Опять возвращаемся к тому, что же там происходило, и как эта чудо-женщина Джули оказалась на Эросе. Перенеслась нафиг туда силой мысли что ли?
Почему вообще Джули - в смысле, почему вдруг ее сознание оказалось у всей перерожденной биомассы Эроса? Чем это она такая особенная? Кроме того, что ее заочно любит детектив Миллер.
Авторы не считают тут себя обязанными ничего прояснить. Они только заявляют, что видите ли, инопланетная протомолекула была рассчитана на простейших всяких доисторических одноклеточных, а тут столкнулась с хомо сапиенсом... Ну так, она с ним столкнулась задолго до Джули. Зараженная научная станция. Зараженная команда Джули. Зараженная целая станция, где миллион с лишним человек. Почему именно Джули? Нет ответа... 
Почему такая хитро выкрученная контора, как "Протоген" вообще так странно себя ведет? Допустим, они решили заразить миллион человек, чтобы посмотреть, что получится. Так почему тогда просто не пошли и не заразили? Зачем такие сложности с Джули и ее командой? Где-то их захватывать, заражать, терять, искать, находить... Просто поехали и заразили! И наблюдайте за процессом. Какие трудности-то. Не постигаю.
Зачем, к слову сказать, "Протоген" вообще затевает это все? В смысле, все эти нагромождения - разжигание войны всех со всеми? Авторы пишут, что ими завладела амбиция - исследовать инопланетную протомолекулу, вскрыть ее код... Ну так, исследуйте, вскрывайте! Разве развернутые по всей солнечной системе военные действия не будут этому мешать? Авторы утверждают, что "Протоген" это типа все затеял, чтобы отвлечь внимание от своих темных дел с протомолекулой и заражением Эроса. Еще раз спрошу - а зачем такие сложности? Про протомолекулу и так никто не знает, кроме "Протогена". Они ее могут еще хоть сотню лет спокойно исследовать. А заражение станции... что для этого прямо нужно развязывать всеобщую войну?
Это же полный бред. При существующем на момент начала книги порядке, "Протоген" чувствует себя на поясе как у себя дома, так же, как Марс и Земля. Кто там будет его проверять и контролировать? Кто помешает ему заразить хоть Эрос, хоть Цереру - а потом просто сообщить, что на станции произошли беспорядки и она взята под контроль, закрыта на карантин, я не знаю? И спокойно наблюдать за процессом.
Зачем морочиться с такими сложностями - ловушка тем, ловушка этим... Тем более, у внутренних планет уже есть такой опыт - авторы рассказывают историю Фреда, как он отправился усмирять бунт на астерской станции, и что характерно - успешно усмирил, ликвидировав все население. И это даже не вызвало ни у кого никаких вопросов. Ну и? 
В общем, творится какой-то полный хаос, ничего друг с другом не связывается...
Можно предположить - из лучших побуждений - что в следующих книгах эпопеи авторы все-таки возьмутся и разъяснят. Но я тут заглянула в аннотацию следующей книги, и что-то у меня возникло подозрение, что ничего такого они делать не собираются. В смысле, объяснять. Собираются еще больше громоздить всякого головокружительного и сногсшибательного.
Феерично. Полная победа Голливуда и комиксов по всем фронтам. 
Я это даже почитаю... без фанатизма.
Боже мой, они же еще и актеров поди никаких подберут на эту экранизацию.